История рейдовых катеров ч.1

Крупные катера среди небольших судов

Универсальный катер под серийным номером 376 судостроители между собой прозывали легендой. Долгое время конструкторы Советского Союза никак не могли создать замену такому судну, ни один аналог не мог составить ему конкуренцию на рынке.

С середины XX века и до начала XXI катер сборки судостроительного Сосновского завода встречался абсолютно на всех водоемах, принадлежащих СССР. Катер, возведенный в середине XX столетия за планом №376, спроектированный Лимнологическим институтом Ярославского судостроительного завода, осуществлял экспедицию в 1997 году по озеру Байкал. Это плавсредство являлось первым из своей серии.

Основная идея проекта под №376 была озвучена ЦКБ-19 в 50-х годах прошлого столетия, изготовлением курировал В.В. Сидоров. Под его руководством по техзаданию ВМФ был разработан проект рейдового водолазного бота плана РВ376.

Параллельно происходил процесс подготовки к видоизменению – раздельного катера проекта №Р376. После на протяжении всего времени при создании любого проекта рейдовых катеров совершались водолазные модификации.

рейдовый катер

В тот момент, когда проходил процесс конструирования суден по данному проекту, промышленная индустрия не до конца пришла в норму, поскольку война повлияла на все, включая и этот участок жизни, и при планировании использовался материал и составляющие изделия, которые на тот момент выпускались на заводах страны.

Стальной и крепкий корпус катера, судовой двигатель дизельного типа ЗДбс – лучший выбор конструкторов. На то время такой мотор был самым новейшим и лучшим в Союзе. В отделе мидель-шпангоута было машинное отделение, а в носовой части катера разместились такие типы помещений, как служебные, спальные и прочие бытовые комнаты. Экипаж располагался в носовом кубрике, после него оставалось просторное помещение, где можно было расположить груз или использовать его в качестве пассажирского салона. Аналогичное помещение было сразу за машинным отделением, а после него перед ахтерпиком было отведено место под кладовое помещение, а также под запчасти, спасительный инвентарь и т.д. Территория кухни и место для кают отведены рядом с миделью.

Верхняя палуба была подготовлена под ходовые рубки и бытовое помещение. Ходовой мостик располагался на крыше рубки. Кухонная плита и обогреватели помещения работали исключительно на дизтопливе.

Впервые судно испытали в 1949-ом году. После удачного тестирования, проведенного в середине XX столетия, Ярославское предприятие получило разрешение на производство серии катеров. Именно с этого момента суда получили название «Ярославец», которое и по сей день не изменилось, несмотря на то, что сорок лет строительство этих катеров осуществлялось непосредственно на Сосновском заводе.

Следующую часть читайте здесь.